Госдума может запретить снижение необоснованно высокой нагрузки по имущественным налогам

04.10.2017

Кадастровая стоимость объекта недвижимости является базой для расчета имущественных налогов (земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на имущество юридических лиц). В настоящее время оспаривание (уменьшение) кадастровой стоимости возможно по двум основаниям:

  • ошибка при определении кадастровой стоимости, связанная с использованием недостоверных сведений об объекте недвижимости;
  • случаи, когда кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную независимым оценщиком.

Законодательство о государственной кадастровой оценке (ГКО) и практика его применения уже второй год находится в активной стадии реформирования.

До 2017 года ГКО осуществлялась в соответствии с Федеральным законом №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Заказчиком оценки выступали региональные органы власти и муниципалитеты, а исполнителями - независимые оценщики, определяемые в ходе госзакупок.

С 2017 года ГКО регулируется отдельным Федеральным законом №237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" - оценка может проводиться только государственными бюджетными учреждениями, организуемыми в каждом регионе.

Многочисленны случаи, когда утвержденная величина кадастровой стоимости существенно превышает разумные пределы. В таких ситуациях налогоплательщики инициируют процедуру оспаривания кадастровой стоимости:

  • если обнаружены недостоверные сведения, использованные при расчете кадастровой стоимости, налогоплательщик обращается в комиссию по рассмотрению споров и документально подтверждает недостоверность сведений;
  • если использование недостоверных сведений подтвердить документально невозможно, а кадастровая стоимость при этом выше рыночной, налогоплательщик заказывает отчет об оценке рыночной стоимости у независимого оценщика и обращается с ним в Комиссию или суд. 

В соответствии с проектом Федерального закона, который подготовлен депутатом ГД Кармазиной Р. В., налогоплательщик, не доказавший использование недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости в отношении его объекта недвижимости, лишается права снизить ее. То есть даже в случаях, когда рыночная стоимость существенно ниже кадастровой, ничего с этим поделать будет нельзя.

Важно отметить, что процедура оспаривания кадастровой стоимости сейчас одновременно регулируется двумя законами:

  • 135-ФЗ Об оценочной деятельности в РФ - в отношении объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых определена по результатам кадастровой оценки до 2017 года;
  • 237-ФЗ О государственной кадастровой оценке - в отношении объектов недвижимости, которые оценены государственными бюджетными учреждениями после 01.01.2017.

В настоящее время ГКО по новому закону 237-ФЗ, в который предлагается внести изменения, оценка не проводилась. Первые результаты новой кадастровой оценки появятся в некоторых регионах лишь в 2018 году, так как процесс организации бюджетных учреждений и подготовка к проведению оценки идет крайне медленно. Таким образом, изменения 237-ФЗ коснутся большинства налогоплательщиков не скоро.

По-прежнему оспорить кадастровую стоимость можно в соответствии с 135-ФЗ в случае ее превышения над рыночной. Однако, прохождение процедуры возможно только в течение 5 лет с даты утверждения результатов кадастровой стоимости. В Кировской области результаты ГКО были утверждены по земельным участкам в 2013 году, по объектам капитального строительства в сентябре 2012 года. Таким образом, времени для оспаривания практически не остается - сейчас оспорить возможно только стоимость земель населенных пунктов.

Таким образом, подготовленный проект закона в полном объеме отразится на возможности установления кадастровой стоимости в размере рыночной в течение ближайших 2-3 лет - такая возможность будет исключена.

Документы по теме - смотреть.

Читайте нас в